Школьная адаптация детей с расстройствами аутистического спектра

 

Шуйншалиева С.А.

ЗКО, г.Уральск

Областная психолого-медико-

педагогическая консультация

психолог высшей категории

 

Успех социализации ребёнка с расстройствами аутистического спектра (РАС) во многом зависит от адаптации в период школьного обучения. Поступлению в школу часто предшествуют годы усилий семьи и специалистов по коррекции нарушений. Конечно, и в начале коррекционной работы, и позже с такими детьми  в основном нужно работать индивидуально. Однако при появлении хотя бы малейшей возможности нужно создавать условия, которые позволят им общаться с другими детьми и следовать нормам поведения.

Выход в довольно сложные социальные условия школы, в среду обычных детей – это большая победа такого ребёнка и открытие для него новых возможностей развития. Школа даёт ему не только знания и навыки, но, прежде всего, шанс научиться жить вместе с другими людьми. Поэтому для таких детей крайне важно обучаться в школе и не остаться в стенах дома, перейдя на индивидуальное обучение.

Главное, найти в школе педагогов, профессионально понимающих проблему и способных раскрыть  потенциальные возможности ребёнка. И дети с задержкой развития, и даже дети  одарённые - все они нуждаются не только в поддержке и терпении, но и в направленной  педагогической и психологической помощи.

Со стороны родителей для успешной адаптации ребёнка могут быть предприняты следующие шаги.

Ø Помощь ребёнку в установлении эмоционального контакта с учителем. Известно, что сложившиеся отношения с педагогом являются для этих детей мощным стимулом не только в обучении, но и в социальном развитии.

Ø Необходимость чёткой и подробно разработанной организации жизни в школе и дома. Такая организация позволяет ему осознать порядок происходящего  и использовать сложившиеся ритуалы в своём поведении.

Ø Дозирование нагрузки на ребёнка, иначе он может начать искать отдых и защиту в привычной стереотипной деятельности (перелистывание страниц, верчение карандаша, раскачивания, перебежки и т.д.).

Ø Присутствие родителей на первых порах с ребёнком на школьных переменах. Контакт с ними даст ребёнку возможность отдохнуть и расслабиться, проговорить впечатления от урока. Позже, когда школьная ситуация станет для родителей и ребёнка более привычной, они смогут помочь ему в организации первых неформальных контактов со сверстниками.

Ø Формирование навыков самообслуживания, различных бытовых навыков (одевание, собирание портфеля, помощь по хозяйству и т.д.). Именно в школе открываются возможности для реального освоения и использования необходимых в быту умений. Родителям следует не упустить уникальную ситуацию, когда ребёнок сам заинтересован в развитии социально-бытовых навыков, и взрослые должны оказывать ему лишь минимальную помощь.

Ø Постепенное приучение к новой пище. Избирательность в еде делает сложным, а подчас неосуществимым время обеда в школьной столовой.

Ø Использование помощи при выполнении домашнего задания в такой степени, чтобы не подавить собственную активность ребёнка.

Ø Подготовка устных ответов заранее дома. Часто даже самые способные  дети не знают, как построить  ответ на уроке, потому что не понимают, как и зачем делиться информацией с другими. Они не осознают, что другие люди не понимают их автоматически. С ребёнком нужно обсуждать, «как рассказать, чтобы всем стало понятно, даже тем, кто ничего об этом не знает».

Ø Организация дополнительных занятий пением, чтение стихов, чтение по ролям – всё это позволяет нормализовать нарушенные темп, ритм, интонацию речи.

Ø Совместное чтение: медленное, с детальным обсуждением происходящего, с привлечением личного опыта ребёнка, с угадыванием, что имел в виду тот ли иной герой книги. Данный вид деятельности очень важен для понимания различных жизненных ситуаций.

Ø Использование социальных историй: фото, картинки, текст – действия в определённой последовательности (как вести себя в школе, в парикмахерской, в общественном транспорте и т.д.). Просматривая и прочитывая различные жизненные ситуации, ребёнок лучше осознаёт и легче принимает общепринятые правила, а далее воспроизводит их в реальности.

Ø Совместное воспоминание гарантированно приятных для ребёнка моментов – летний отдых, посещение цирка; обсуждение реальных ситуаций из жизни ребёнка; планирование будущих событий. Без этого не произойдёт осмысления и оформления собственного переживания происходящего.

Подводя итоги, следует сказать, что если родителям удастся наладить такую систематическую помощь свои детям, то их «звёздочки» начнут активно развиваться, раскрывая тем самым свою индивидуальность и уникальность.

 

Использованная литература

 

1.                   Гилберт К., Питере Т. Аутизм: Медицинское и педагогическое воздействие. Книга для педагогов-дефектологов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 144 с.

2.          Литош Н.Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристи­ка детей с нарушениями в развитии. Учебное пособие — М.: СпортАкадемПресс, 2002. -         140 с.

3.     Методические рекомендации по организации работы центров помощи детям с РДА. -      М.: Министерство образования РФ, 2002.

4.          Питерси М., Трилор Р. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической по­мощи детям с отклонениями в развитии. Книга 2: Индивидуальная программа ребёнка.Пер. с англ. - М.: Ассоциация Даун- индром, 2001. - 128 стр.

5.          Никольская О.С, Баенская, Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребёнок: пути помощи. - М., 2000.

6.          Томас И. Вейте. Как помочь ребёнку? Московский Центр вальфдорфской педагогики. -М, 1992.-168 с.

7.                   Что такое «аутизм»? Межрегиональная общественная организация помощи детям с осо­бенностями психоречевого развития и их семьям «Дорога в мир». - М., 2001. — 28 с.

8.          Шоплер Э., Ланзинд М., Ватере Л. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей. Сборник упражнений для специалистов и родителей. — Минск, Издательство БелАПДИ «Открытые двери», 1997. - 254 с.